пятница, 11 сентября 2015 г.

Fahrenheit 451 | 451 градус по Фаренгейту

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу — значит вновь увидеть старого друга.
 Вольтер
У меня появился новый друг.
Друг в лице замечательной книги Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту". Однако, несмотря на то, что мы впервые встретились уже как с неделю назад, меня не покидает ощущение, что мы уже встречались. Звучит как начало какого-то фантастическо-романтического романа, правда? Но все же это так. Возможно, уж просто родными кажутся мне эти строки и мысли в них. 
Мотив этой истории стал мне откровением. Книга и пронизывающие ее мысли и рассуждения автора затянули меня в свой мир. В мир, где больше нет общения. Слова все еще есть, но
связи и мыслей - главных производных общения, их больше нет. Да и слов то осталось мало. Люди поглощены собой, развлечением и ничем - что было первой истиной внезапно возникшей для меня. 
Второе открытие для меня - пожарники. Они борцы за мир, за счастье, за справедливость, за жизнь. Но только за какую? Будущее - время мира и спокойствия, удовольствия и счастья, в котором ты купаешься словно в неге... В то время как над твоей головой пролетают ракетные самолеты угрожая потерей жизни в момент. Счастье теперь это полная изоляция мыслей от человека. Ведь человеком так легко управлять, когда он не думает. А зачем, собственно, ему думать? 
"Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! Руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежная сила вышвырнула вон все лишние, ненужные бесполезные мысли!"
Вещатель этих слов и, как по мне, немаловажная фигура в этом жестоком спектакле огня и книг - Брандмейстер Битти. Он воплощение покорности и страданий. Конечно, последнее очень сложно увидеть в его словах и поступках. Однако следуя мыслям главного героя, мы видим суть.
Интересно отметить, что познание глубины, масштабности проблемы и, в принципе, безысходности читатель постигает вместе с тем, как это постигает сам главный герой. Начиная от ощущения присутствия неведомого за углом и заканчивая окружением из ученых старцев, Монтэг медленно но верно сбрасывает оковы "нового счастливого мира". Ему непривычно, ему сложно, ему больно думать и практически невозможно запомнить и строки. Другим тоже непривычно, а некоторым и вовсе уже невозможно. И не только потому, что им нельзя думать. Они сами не хотят думать. Ведь будущее это время небывалого прогресса, открытий, беззаботности и удовольствий:
"Спросите самого себя: чего мы больше всего жаждем? Быть счастливыми, ведь так? Всю жизнь вы только это и слышали. Мы хотим быть счастливыми, говорят люди. Ну и разве они не получили то, чего хотели? Разве мы не держим их в вечном движении, не предоставляем им возможности развлекаться? Ведь человек только для того и существует. Для удовольствий, для острых ощущений."
Весь этот мир, антиутопический, "счастливый" построен на глухости человеческих голов и сердец. Мир, где дружба это просмотр "Родственников"; общение - разговоры о погоде, соседях и, опять, о "Родственниках"; любовь - брак, в котором ты не получишь ответ на вопрос "А как мы познакомились"; книги - запретная макулатура, годная лишь для того, чтобы красиво гореть.
И самое горькое то, что эта книжная реальность - не простая фикция. Это не простой мир, созданный автором. Этот мир есть, она на самом деле существует! И живем в нем мы. "Что? Да ладно! Что за вздор! Вон у нас сколько любви и радости вокруг!" - возможно скажете Вы. Ну да, любовь и радость. Радость от покупки нового более тонкого и дорогого телевизора. Ах, качество, говорите? Радость от новой будоражащей весь мир романтической саги с долей эротико-романтики. Ах, замечательная книга, говорите? Радость от новой быстрой машины. Ах, экономия времени? Конечно, ведь у нас так мало времени. Мало времени на семью, мало времени на настоящих друзей,мало времени на мир, мало врмени на себя... А что же мы тогда делаем?
Ах, ну да, мы живем. Я и забыла...